Тесты по дисциплине «Финансы предприятий»
1. Что является предметом изучения финансов предприятия?
движение денежных средств,
экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств,
капитал организации,
работники предприятия.
2. Совокупность экономических отношений, связанных с формированием и использованием денежных средств предприятия – это:
финансовые отношения,
финансы предприятий,
коммерческий расчет,
финансовые ресурсы.
3. Функциями финансов предприятия являются:
1.обеспечивающая, распределительная, контрольная,
2. стимулирующая, накопительная, регулирующая,
3. фискальная, распределительная, накопительная,
4.накопительная, контрольная, стимулирующая.
4. Финансовые отношения коммерческих предприятий построены на принципах:
коммерческого расчета,
самоокупаемости,
сметного финансирования,
финансового планирования.
5. Принцип самоокупаемости состоит:
1. получения максимальной прибыли при минимальных затратах,
2. в ведении деятельности на основе хозяйственного расчета,
3. в осуществлении расходов в соответствии с утвержденной сметой,
4. в покрытии затрат на основе их нормирования и планирования.
6. Целью коммерческого расчета является:
1. увеличения доходов для возмещения расходов,
2. получения максимальной прибыли при минимальных затратах ,
3. самоокупаемости,
4. осуществления расходов в соответствии с утвержденной сметой.
7. Какой из принципов организации финансов предприятия предусматривает обязательное получение прибыли:
1.самоокупаемость,
2. сметное финансирование,
3. коммерческий расчет,
4. хозяйственный расчет.
8. Распределительная функция финансов предприятия заключается:
1. в обеспечении сбалансированности стоимостного выражения материальных, трудовых и финансовых ресурсов на всех стадиях кругооборота капитала в процессе производства,
2.в создании и использования системы финансового контроля над соблюдением стоимостных пропорций в процессе формирования и расходования денежных средств,
3. в конкретном расходовании денежных средств и наличных денежных средств на определенные цели,
4. в финансовом планировании предприятия.
Факторы, оказывающие непосредственное влияние на организацию финансов предприятия:
численность работников, форма собственности,
сфера общественного производства, отраслевые особенности, организационно-правовая форма предприятия,
государственная политика в области финансов,
географические особенности.
10. Финансовая работа на предприятии заключается в следующем:
финансовое планирование, оперативная и контрольно-аналитическая финансовая работа,
контроль над производством и реализацией продукции,
осуществление расчетов с покупателями и поставщиками,
проведение бухгалтерского учета.
11. Капитал организации – это:
уставный капитал,
чистая прибыль,
денежные средства предприятия, имеющиеся в его распоряжении,
совокупность материально-вещественных ценностей, принадлежащих организации.
12. Финансовые ресурсы предприятия – это:
1.собственный оборотный капитал,
2. денежные средства предприятия, имеющиеся в его распоряжении,
3. заемный капитал,
4. добавочный капитал.
Основной капитал - это:
резервный капитал,
нераспределенная прибыль предприятия,
незавершенное строительство,
денежные средства в кассе.
14.Источниками формирования оборотных средств предприятия являются:
уставный капитал,
долгосрочные кредиты,
добавочный капитал,
краткосрочные кредиты и займы.
15. К оборотному капиталу предприятия относится:
денежные средства на валютном счете в банке,
кредиторская задолженность,
нематериальные активы,
чистая прибыль,
16. Организацией получен объект основных средств. Затраты, связанные с доведением полученного объекта до состояния, пригодного к эксплуатации:
увеличивают уставный капитал предприятия,
увеличивают первоначальную стоимость объекта основных средств ,
уменьшают добавочный капитал предприятия,
увеличивают резервный капитал предприятия.
17. В состав собственного капитала предприятия входят:
основные средства предприятия,
дебиторская задолженность,
кредиторская задолженность,
резервный капитал предприятия.
18. Предприятие получило кредит 10 млн. руб. на срок до 5 лет. Эта операция:
увеличила дебиторскую задолженность,
уменьшила уставный капитал предприятия,
увеличила кредиторскую задолженность,
уменьшила резервный капитал предприятия.
19. Финансовые отношения некоммерческих организаций, не занимающихся предпринимательской деятельностью построены на принципах:
1.самоокупаемости,
2. сметного финансирования,
3. коммерческого расчета,
4. самофинансирования.
20. Объектами управления финансами являются:
государственные финансы,
финансы предприятия ,
финансовые службы предприятия,
финансовые контрольные органы.
21.Контроль над финансово-хозяйственными операциями предприятия осуществляют:
финансовые службы предприятия ,
Министерство финансов Р.Ф.,
Инспекция по налогам и сборам,
Банк России.
22. Нематериальные активы входят в состав:
оборотного капитала предприятия,
заемного капитала предприятия,
основного капитала предприятия ,
собственного капитала предприятия.
23. На нематериальные активы:
1.не начисляется амортизация,
2. начисляется амортизация ,
3. начисляется на основании решения собрания учредителей,
4. начисляется по согласованию с банком.
24.Прибыль представляет собой:
абсолютный показатель,
относительный показатель,
процентную ставку,
норму амортизации.
25. Получение организацией кредита отражается в составе:
заемных средств ,
основных средств,
оборотных средств,
чистой прибыли.
26. Показатель рентабельности активов используется как характеристика:
1.структуры капитала,
2.кредитоспособности,
3.текущей ликвидности,
4. доходности вложения капитала в имущество предприятии .
Объектами финансового планирования на предприятии являются:
1. финансовые ресурсы ,
2. денежные потоки,
3. чистая прибыль,
4. инвестиционная деятельность.
28. Финансовый план предприятия представляет собой:
1. бюджет доходов и расходов предприятия ,
2. бюджет денежных средств предприятия,
3. прогноз о прибылях и убытках,
4. бюджет капитальных вложений.
29. При составлении финансового плана:
доходы должны равняться расходам ,
расходы должны превышать доходы,
доходы должны превышать расходы.
нет правильного варианта ответа.
30. Различают следующие виды финансового планирования:
перспективное, текущее, оперативное ,
попроцессное, попередельное, позаказное,
нормативное, плановое, фактическое,
предварительное, последующее.
31. Структурно финансовый план состоит:
1. из активов (внеоборотных и оборотных) и пассивов (собственных и заемных),
2. из доходов от производственной, финансовой и инвестиционной деятельности и расходов от производственной, финансовой и инвестиционной деятельности,
3. из отчета о прибылях и убытках,
4. из отчета о движении денежных средств предприятия.
32. Финансовая политика предприятия – это:
1. управление финансами предприятия ,
2. управление кадрами предприятия,
3. управление производством предприятия,
4. нет правильного варианта ответа.
33. В финансовую политику предприятия не входит:
налоговая политика,
инвестиционная политика,
учетная политика,
кадровая политика .
34.Экономическая сущность рентабельности – это:
чистая прибыль предприятия,
процентная ставка доходности ,
норма амортизации,
прибыль до налогообложения.
35. Выручка представляет собой:
прибыль предприятия,
доход от реализации продукции,
собственный оборотный капитал,
денежные средства на расчетном счете предприятия.
36. К оборотным производственным фондам относится:
готовая продукция,
дебиторская задолженность,
сырье и материалы ,
денежные средства.
37. Капитал предприятия классифицируется:
по принадлежности предприятию,
по объектам инвестирования,
в зависимости от цели использования,
все выше перечисленное .
38. К фондам обращения предприятия не относятся:
денежные средства,
товары отгруженные,
тара ,
дебиторская задолженность.
39. Финансы предприятия – это
система денежных отношения предприятия с партнерами по бизнесу ,
деньги предприятия,
имущество предприятия,
обязательства предприятия.
40. Резервный капитал входит в состав:
собственного капитала ,
основного капитала,
заемного капитала,
оборотного капитала.
Денежная масса - это совокупность всех денежных средств, находящихся в хозяйстве в наличной и безналичной формах, выполняющих функции средства обращения, платежа и накопления.
ТЕМА 14. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА
Антиинфляционная политика
Негативные социально-экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить антиинфляционное регулирование, для чего используются два типа антиинфляционной политики.
1. Политика регулирования цен и доходов , имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Важно заметить, что для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, а также контроль над ценами. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной цели.
2. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита͵ ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии, стандартным рецептом которой является сокращение темпа прироста денежной массы.
14.1. ДЕНЕЖНЫЕ МАССЫ. ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ. ДЕНЕЖНЫЕ АГРЕГАТЫ.
Механизм перераспределения капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредника или трансформация свободных денежных средств в ссудный капитал представляет собой финансовый рынок.
Денежный рынок важнейшей составной частью финансового рынка и представлен определенной массой денежных средств.
Важнейшими элементами денежной системы являются:
- денежная единица - это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров;
- масштаб цен - весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы и ее составных частей; официальный масштаб цен утратил свой смысл в связи с особенностями экономического развития отдельных стран и прекращением размена кредитных денег на золото;
- система эмиссии денег - учреждения, выпускающие деньги и ценные бумаги; законодательно закрепленный порядок выпуска денег в обращение;
- формы денег - овеществленная в определенном типе всеобщего эквивалента меновая стоимость, которая в состоянии обеспечить устойчивость обращения товаров и является законным платежным средством в наличном обороте (это в основном кредитные банковские билеты, бумажные деньги и разменная монета);
- валютный паритет - соотношение национальной валюты с другими валютами;
- институты денежной системы - государственные и негосударственные учреждения, регулирующие денежное обращение.
В мире существуют различные системы денежного обращения, которые сложились и исторически закреплены законодательно каждым государством.
Учитывая зависимость отвида обращаемых денег выделяются два типа систем денежного обращения:
- система обращения металлических денег, когда обращаются полноценные золотые и серебряные монеты, а кредитные деньги свободно обмениваются на денежный металл (слитки или монеты);
- система обращения кредитных и бумажных денег, когда золото вытеснено из обращения и в связи с этим кредитные и бумажные деньги бывают обменены на золото.
Современное денежное обращение представляет собой совокупность денежных средств, внешне выступающих в двух формах:
наличной (принято понимать монеты (разменные деньги), банковские билеты (банкноты) с принудительным курсом и казначейские билеты (бумажные деньги));
безналичной (это форма осуществления денежных платежей и расчетов, при которой физической передачи денежных знаков не происходит, а просто выполняются записи на расчетах, текущих счетах в ЦБ и его отделениях) .
По объёму наличные деньги значительно уступают денежным средствам, находящимся на банковских счетах: банкноты и разменная монета в современных условиях составляют лишь около 10% всех денежных средств.
История свидетельствует о существовании таких разновидностей денежных систем, как биметаллизм , базирующийся на использовании в качестве денег двух металлов - золота и серебра (XVI-XIX в.), и монометаллизм , использующий в обращении лишь один металл - золото, а бумажные деньги свободно обмениваются на данный металл.
Монометаллизм исторически существовал в виде трех стандартов: золотомонетного (свободное обращение золотых монет); золотослиткового (предусматривалась возможность обмена знаков стоимости на золото лишь по предъявлении суммы, соответствующей цене стандартного слитка); золото - девизного (когда банкноты разрешалось обменивать на иностранную валюту - девизы, разменную на золото).
Мировой экономический кризис 1929-1933 гᴦ. положил конец эпохе монометаллизма. На его место приходит система неразменных кредитных денег, которую характеризуют:
Демонетизация золота;
Отмена золотого содержания банкнот;
Значительное расширение безналичного оборота;
Господствующее положение кредитных денег;
Усиление эмиссии денег в целях кредитования частного предпринимательства и государства;
Государственное регулирование денежного обращения.
На денежном рынке, как на всяком другом, существует спрос на деньги и их предложение.
Под предложением принято понимать денежная масса в обращении, ᴛ.ᴇ. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент.
Для характеристики денежного предложения применяются денежные агрегаты, которые представляют из себяразличные группы ликвидных активов: M1, М2, МЗ, L и др.
Агрегат Ml (деньги для сделок) включает в себя: монеты, бумажные деньги, деньги на текущих счетах.
Агрегат М2 включает в себя: монеты, бумажные деньги, текущие счета͵ т. е. агрегат Ml, плюс деньги на сберегательных и срочных вкладах.
Агрегат МЗ включает в себя агрегат М2 плюс вклады в специализированных учреждениях и особые виды накоплений.
Существуют еще агрегаты L - группа ценных бумаг, X - иностранная валюта и др.
Предложение денег исчисляется с помощью денежного мультипликатора.
Денежный мультипликатор {monetary multiplier) - это часть избыточного резерва, которую система коммерческих банков может использовать для увеличения массы денег в обращении и суммы бессрочных вкладов путем предоставления новых займов (или скупки ценных бумаг). Он равен единице, деленной на обязательную норму резерва. Денежный мультипликатор показывает, во сколько раз изменится объём денежной массы в случае изменения денежной базы (денег Центрального банка).
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, денежная масса - это взаимодействие денежной базы и мультипликатора.
Денежный мультипликатор используется для прогнозирования предложения денег и регулирования денежной массы. Главную роль в данном процессе играет Центральный банк.
Соотношение денежной массы и массы товаров и услуг на рынке определяет покупательную способность денеᴦ.
Покупательная способность денег - это количество товаров и услуг, которые можно купить на денежную единицу. При повышении уровня цен покупательная способность денег снижается, и наоборот.
Существуют различные теоретические подходы при анализе спроса на деньги.
1. Монетаристский подход.
Монетаризм {англ. money - деньги) - экономическая концепция, рассматривающая деньги, находящиеся в обращении, в качестве главного инструмента макроэкономического анализа.
Монетаризм возник в середине 50-х гᴦ. XX в., а сам термин впервые появился в работе К. Бруннера ʼʼРоль денег в монетарной политикеʼʼ.
Родоначальником этого направления является Гервинг Фишер.
Размещено на реф.рф
Широкое распространение монетаризм получил с начала 70-х гᴦ. На Западе лидером современного монетаризма является М. Фридман (США - чикагская школа), в России - Егор Гайдар и др.
Упрощенно говоря, суть монетаризма сводится к двум тезисам:
1) Деньги играют основную роль в экономике.
2) Центральный банк может воздействовать на денежное предложение, т. е. на количество обращающихся денеᴦ.
В рамках количественной теории денег спрос на деньги определяли в соответствии с уравнением (моделью) И. Фишера:
MV = PQ,
где М - количество денег в обращении; V - скорость обращения денег; Q - количество проданных товаров; Р - средняя иена товаров и услуᴦ.
Преобразуя уравнение, получали:
где MD - величина спроса на деньги.
В случае если предположить, что все сделки учитываются в ВНП, то РQ равно номинальному ВНП. Отсюда: MV = ВНП и далее:
Современное толкование количественной теории денег М. Фридманом учитывает спрос на деньги не только общества в целом, но и отдельного лица, который ограничен суммой имеющегося у этого лица ʼʼпортфеля ресурсовʼʼ, т. е. денег и других активов:
MD = Pf(Rb, Re, p, h, y, u),
где MD - величина спроса на деньги; Р - абсолютный уровень цен; Rb - номинальная норма процента по облигациям; Re - рыночная стоимость дохода по акциям; р - темп изменения уровня в процентах; h - отношение между человеческим богатством (труд) и всеми другими формами богатства; у- общий объём богатства; и - величина, отражающая возможное изменение вкусов и предпочтений.
2. Кейнсианский подход.
Кейнсианская теория пытается определить спрос на деньги исходя из мотивов экономического субъекта͵ побуждающих его хранить часть своего богатства в форме ликвидных денежных активов. С убъект не всегда может определить, какими именно мотивами он руководствуется в своем спросе на деньги.
Кейнс выделяет такие мотивы:
Трансакционный - это мотив хранения денег, основанный на удобстве их использования в качестве средства платежа.
Спекулятивный - это мотив хранения денег, который возникает из неизвестности будущей рыночной стоимости финансовых активов и желания избежать потерь.
Мотив предосторожности - это мотив хранения денег с целью иметь в будущем возможность осуществлять незапланированные расходы.
Кейнс считал, что спрос на деньги зависит от номинального дохода и нормы ссудного процента: номинальный доход прямо пропорционально влияет на денежный спрос, а норма ссудного процента - обратно пропорционально.
Денежная масса - это совокупность всех денежных средств, находящихся в хозяйстве в наличной и безналичной формах, выполняющих функции средства обращения, платежа и накопления. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Денежная масса - это совокупность всех денежных средств, находящихся в хозяйстве в наличной и безналичной формах, выполняющих функции средства обращения, платежа и накопления." 2017, 2018.
Источники образования государственных финансовых ресурсов: - налоги, пошлины и сборы; - резервные и страховые фонды, добровольные взносы юридических и физических лиц; - средства от выпуска и размещения гос.ценных бумаг; - поступления от использования или продажи гос.имущества; - средства от продажи золотого запаса страны; - внешние и внутренние гос.заимствования.
ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ.
Сущность финансов раскрывается через их функции. Главной функцией является распределительная, она выражается через процесс использования денежных средств накопленных ранее, для удовлетворения соответствующих нужд и потребностей хозяйствующей системы в финансовых ресурсах, образуя денежные доходы и накопления при создании общественного продукта.
Функция реализуется с использованием первичных и вторичных доходов .
Первичные (основные) доходы формируются путем распределения национального дохода среди участников материального производства.
Вторичные производные) доходы формируются путем перераспределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, регионами страны, отраслями, социальными группами. Таким образом, государство формирует свой бюджет посредством различных налогов, обязательных отчислений и сборов.
Распределительная функция необходима для воспроизводства, формирования расходной части бюджета страны, а также финансов физических лиц.
Контрольная функция реализуется через финансовый контроль. Если контроль не осуществляется, то на практике невозможно оценить эффективность распределительной функции. Ф.К. - система мероприятий, с помощью которых осуществляется реальный контроль над деятельностью всех хозяйственных структур экономики, а также распределением и перераспределением валового внутреннего продукта (ВВП).
С позиции практики Ф.К. представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов. Таким образом, Ф.К. не только включает в себя оценку правомерности тех или иных финансовых действий, но и имеет аналитический аспект. Ф.К. как и все финансовые категории видоизменялся по мере эволюции финансовых отношений. Исторически он возник как государственный контроль над расходованием государственной казны.
Государственный контроль - правовое регулирование финансовых отношений в РФ.
Прежде всего, он охватывает контроль бюджетных правоотношений. Органами государственного финансового контроля выступают специальные подразделения:
1. со стороны Администрации Президента - Главное контрольное управление Президента РФ созданное в соответствии с его указом. Осуществляет контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, а также подразделений Администрации Президента; рассмотрение жалоб и обращений юридических и физических лиц. В случае выявления финансовых нарушений оно имеет право направлять предписания об их устранении. По результатам проверок вносит предложения на рассмотрение президента. Применять какие-либо санкции нарушителям самостоятельно Главное контрольное управление не имеет права.
2. от Совета Федерации контроль принадлежит Счетной палате РФ. Она подотчетна только Федеральному Собранию РФ и ее деятельность связана с контролем федеральной собственности и контролем за расходованием федеральных средств. Контролю подлежат все хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности. Кроме того в полномочия Счетной палаты входит контроль за деятельностью Банка России, Правительства РФ, связанной с обслуживанием и выполнением обязательств по государственному долгу, контроль за эффективностью использования иностранных кредитов и займов, а также представления Россией займов, финансовой помощи иностранным государствам и международным организациям. Формой контроля служат тематические проверки и ревизии. При выявлении нарушений направляются представления для принятия мер по их устранению, если предписания не исполняются, коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой может приостановить все виды расчетных операций нарушителя, а в случаях хищения государственных средств дела передаются в правоохранительные органы. Предписания Счетной палаты могут быть обжалованы в судебном порядке. Счетная палата не имеет полномочий применения административных мер воздействия к нарушителям финансовой дисциплины.
3. со стороны исполнительной власти являются Межведомственный совет по государственному финансовому контролю, Министерство финансов РФ, а также финансовые органы субъектов Федерации. В Совет входят председатель Банка России, руководитель Федерального казначейства, руководители финансово-контрольных органов. К работе Совета могут привлекаться представители Генеральной прокуратуры и силовых структур. Совет возглавляет министр финансов РФ.
Министерство финансов РФ осуществляет финансовый контроль на всех стадиях формирования и использования федерального бюджета, внебюджетных фондов всеми органами исполнительной власти.
Оперативный контроль использования государственных средств, в рамках Министерства финансов РФ осуществляют Департамент государственного финансового контроля и аудита и Федеральное казначейство. На него возложены функции по проведению ревизий и тематических проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, использующих средства федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов; по контролю финансовой деятельности бюджетных организаций. По результатам проверок в случае выявления нарушений руководству нарушителя направляют предложения по их устранению и контролируют ход исполнения.
Органы Федерального казначейства осуществляют государственный финансовый контроль за соблюдением исполнения федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Имеют право: выдавать предписания о взыскании государственных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек; взыскивать пени с коммерческих банков в случае несвоевременного зачисления средств от хозяйствующих субъектов на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов; выносить предупреждения руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателям бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до 1го месяца.
Наряду с указанными государственными органами финансового контроля функции гос.фин.контроля выполняют и др. гос.органы: Министерство по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции, Центральный банк, Министерство государственного имущества, Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Таможенный комитет, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и др.
Налоговые органы в соответствии с Налоговым кодексом РФ имеют право проверять финансовые документы юридических и физических лиц, получать от них необходимые сведения (за исключением коммерческой тайны), применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятия соответствующих документов и приостановления операций по счетам в банках. Основной функцией налоговых органов является контроль за налогоплательщиками и объектами, подлежащими налогообложению и налоговой проверке.
Контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют органы Федеральной службы налоговой полиции РФ. Она не относится к налоговым органам. Её деятельность носит оперативно-розыскной характер и связана с выявлением, предупреждением и пресечением налоговых преступлений и правонарушений.
Таможенные органы РФ осуществляют гос.фин. контроль, связанный с перемещением товаров через таможенную границу России.
Центральный банк РФ наделен значительными полномочиями в области государственного и финансового контроля. В его структуре функционирует специальный орган контроля - Департамент банковского надзора. Его функции проверка и соблюдение коммерческими банками нормативов банковской деятельности. Ц.банк имеет право применять к нарушителям различные меры воздействия от наложения штрафов до замены руководства, отзыва лицензии, ликвидации коммерческого банка.
Главная цель Гос.контроля максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления.
В настоящее время наряду с государственным контролем (счетная палата, М.Ф., контрольно-ревизионного управления, Федеральной налоговой службы и пр.) существует негосударственный финансовый контроль, который представлен:
Внутрифирменным контролем
Контроль со стороны коммерч. банков за организациями, клиентами (корпоративный)
Аудиторский контроль (внешний).
Внутрифирменный контроль осуществляется финансово-экономическими подразделениями и ревизионными комиссиями предприятий, организаций. Положение о статусе этих органов определяется внутренними нормативно-правовыми актами (контроль эффективности и целесообразности затрат, инвестиционные проекты, оценка состояния предприятия).
Коммерческие банки контролируют установленный порядок ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства.
Аудиторский контроль - деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Основной его целью является установление достоверности финансовой отчетности в соответствии с нормативными актами, действующими в Российской Федерации. В нормативных документах по аудиторской деятельности различают внешний и внутренний, обязательный и инициативный аудит.
Внешний аудит проводится независимой аудиторской фирмой на договорной основе с целью оценки состояния бух.учета и отчетности, эффективности использования государственных средств. Внешний аудит не может осуществляться в отношении экономических субъектов являющихся их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками и представительствами, имеющими в своем капитале долю этих аудиторских фирм. А также если аудиторская фирма оказывала данному субъекту услуги по ведению бух.учета и составлению финансовой отчетности. Сокрытие фактов лишение лицензии.
Внутренний аудит осуществляется специальным аппаратом управления экономического субьекта, который подчиняется высшему руководству. Главная его задача-защита имущественных интересов организации и ее собственников, обеспечение эффективности функционирования организации на всех уровнях управления.
Основные задачи аудита.
Проведение проверок отдельных вопросов деятельности организации, составление справок-докладов по результатам проверки,
Проверка выполнения хозяйственных договоров, постановка и ведение бух.учета, составление и ведение бух.отчетности, экспертиза бух. Балансов и отчетов,
Проверка наличия, состояния, правильности оценки имущества, эффективности использования ресурсов, соблюдение действующего порядка установления цен, тарифов, а также расчетно-платежной дисциплины и своевременности уплаты налогов,
Достоверность управленческого учета, учета затрат на производство, отражение полноты выручки от реализации продукции (работ, услуг), правильности использования прибыли,
Разработка предложений по улучшению организации бух.учета,
Организация подготовки к внешнему аудиту, к проверкам налоговых и других органов внешнего контроля,
Аудиторская проверка может быть:
-инициативная - осуществляется по предложению самого экономического субъекта;
-обязательная - проводится в установленном порядке предусмотренном законодательством.
На основании проверки аудиторы должны в официальном документе изложить свое мнение о финансово-экономической деятельности проверяемого предприятия.
Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Все аудиторские услуги платные. Отношения с клиентом оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам.
Формы контроля.
Обязательный (налоговые проверки, контроль за целевым использованием бюджетных средств, аудит);
Инициативный (внутренний);
Предварительный (предупреждение финансовых нарушений);
Текущий (проводится в момент совершения сделок);
Последующий для оценки финансовой деятельности экономических субъектов.
Объекты контроля: - бюджетный контроль; контроль за, внебюджетными фондами; налоговый контроль; валютный контроль; кредитный контроль; страховой контроль; инвестиционный контроль; контроль за денежной массой.
Методы контроля.
Обследование -изучение финансово-экономических показателей с целью определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.
Надзор - контроль за, экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности.
Анализ - изучение финансово бухгалтерской отчетности с целью оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
Наблюдение (мониторинг)- контроль со стороны кредитных организаций.
Ревизия - полное обследование финансово-хозяйственной деятельности субъекта с целью проверки её законности, правильности, целесообразности, эффективности.
Виды ревизии: полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые. Проводятся органами государственного и негосударственного контроля. Результаты оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений.
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА - это совокупность государственных мероприятий, направленных на финансирование расширенного воспроизводства, формирование федерального бюджета, а также на поддержание устойчивого финансового развития страны.
На формирование финансовой политики существенно влияют следующие факторы:
Конкретные социально-экономические условия страны;
Уровень развития фундаментальной науки;
Роль и степень участия государства в экономике;
Формы и методы разработки финансовой политики.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ:
Выработка научно обоснованной концепции развития финансовой политики, основанной на знании экономических законов и анализе развития общественного хозяйства;
Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период развития экономики;
Разработка конкретных мер, направленных на достижение поставленных целей.
ЦЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ - полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития экономики, повышения объёма и эффективности использования финансовых ресурсов.
В соответствии с этим финансовая политика призвана создавать благоприятные финансовые условия для развития предпринимательской деятельности.
При разработке финансовой политике большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов.
Финансовая политика всегда предполагает последовательность финансирования:
Приоритетных отраслей экономики и военно-промышленного комплекса;
Науки, фундаментальных исследований;
Социальной сферы.
В зависимости от поставленных задач финансовая политика выступает как:
финансовая стратегия - курс финансовой политике рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач в рамках государства;
финансовая тактика - совокупность конкретных мер, способов и приёмов реализации выбранной стратегии.
ТИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ напрямую зависят от политической и экономической ситуации в стране (исторические и национальные особенности, интересы правящих партий, социальных групп населения).
КЛАССИЧЕСКИЙ ТИП - основатель Адам Смит (1723-1790) ,вошедший в историю провозглашением своего знаменитого принципа «невидимой руки» , суть которого в том что предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес,(преследуя собственную выгоду он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя собственные интересы, он более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им.
Его основные принципы:
Рынок самостоятельно регулирует механизм спроса и предложения товаров и услуг;
Предприниматели самостоятельно решают вопрос о том, что производить и в каком объёме;
Государство не вмешивается в регулирование экономики, сохраняется свободная конкуренция.
Следствием этих принципов явилось построение финансовой политики исходя из уменьшения расходов бюджета, которые были направлены на военные цели, управление государственным долгом.
РЕГУЛИРУЮЩИЙ ТИП - основатель Дж. Кейнс (1883-1946).
Основные положения его концепции:
Финансирование государственных предприятий;
Создание новых рабочих мест;
Снижение уровня безработицы;
Оживление предпринимательской деятельности.
Это приводило к увеличению государственных расходов, что в свою очередь вызывало дополнительный спрос на денежные средства.
В условиях регулирующей политики основополагающими инструментами становятся подоходный налог и система государственного кредита. Посредством налогообложения обеспечивается изъятие доходов в виде сбережений, что способствовало сбалансированности гос.бюджета.
Свою значимость теория Кейнса продемонстрировала в 30-60е годы. Она способствовала достижению высоких темпов экономического роста, созданию новых рабочих мест.
ПЛАНОВЫЙ ТИП-основатель В.И.Ленин(1870-1924)
Основные положения:
Активная роль государства в экономике;
Государственное централизованное распределение финансовых средств между отраслями, предприятиями;
Составление 5летнего плана в рамках государства с разбивкой по годам;
Установление плановых показателей для каждой отрасли, предприятия;
Государственный контроль за использованием денежных средств.
ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ с одной стороны - совокупность методов, инструментов, обеспечивающих реализацию финансовой политики государства,
с другой стороны совокупность видов, форм организации финансовых отношений, условий и методов исчисления, применяемых при образовании и использовании денежных фондов целевого назначения.
Структура финансового механизма очень сложна в связи с огромным разнообразием видов и форм организации финансовых отношений. Условно он подразделяется на 3и группы:
Механизм функционирования государственных финансов (централизованные финансы);
Финансовый механизм предприятий всех организационно-правовых форм;
Страховой механизм.
Каждый реализуется через собственные специфические механизмы:
Гос.финансы через механизмы формирования бюджета и внебюджетных фондов;
Предприятия используя такие формы как кредиты, лизинг (сделка при которой одна сторона по поручению другой стороны вступает в соглашение о поставке с третьей стороной), факторинг (переуступка банку неоплаченных долговых требований, возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг на условиях коммерческого кредита, в сочетании с элементами бухгалтерского, сбытового, страхового, юридического и другого обслуживания фирмы поставщика), ценные бумаги.
Финансовая система РФ - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.
В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений аккумулируются различные фонды денежных доходов и накоплений. Эти доходы подразделяются на первичные и конечные . Источником первичных доходов и накоплений является валовый внутренний продукт, который выступает в форме: - заработной платы наёмных работников; - прибыли и амортизационных отчислений у хозяйствующих субъектов; - налоговых и иных платежей, включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), у государства, органов местного самоуправления. Первичные доходы служат источником для дальнейшего перераспределительного процесса через налоговый механизм, систему платежей, распределение прибыли и т.д. Результатом такого перераспределения являются конечные доходы, которые выступают в качестве собственных финансовых ресурсов экономических субъектов. Конечные финансовые ресурсы также являются объектом последующего распределительного и перераспределительного процесса для использования по их целевому назначению.
По признаку формирования доходов экономических субъектов в финансовой системе выделяют:
· централизованные или публичные финансы,
· децентрализованные финансы.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов |
Государственный кредит |
Государственное страхование |
Финансы коммерческих организаций |
Финансы финансовых посредников |
Финансы домашних хозяйств |
ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ФИНАНСЫ - экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах.
ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ФИНАНСЫ - денежные отношения, складывающиеся в рамках деятельности предприятий.
По признаку механизма формирования и использования денежных потоков в финансовой системе выделяют четыре основных уровня или финансовые сферы:
· государственные финансы – уровень макроэкономики;
· финансы хозяйствующих субъектов – уровень микроэкономики;
· финансовый рынок, страхование – обеспечивающая сфера;
· международные финансы – уровень мирового хозяйства.
СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ невозможно понять, не раскрыв систему денежных отношений, возникающих между различными субъектами хозяйственной деятельности.
Группы экономических субъектов: хозяйствующие субъекты (предприятия, организации и т.д.), домашние хозяйства и государство. Движение денежных средств между ними образует финансовые потоки и финансовые фонды.
Государственные фонды денежных средств формируются на макроуровне. К ним относятся государственный бюджет и внебюджетные фонды.
Финансы хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств состоят из фондов, сформированных в результате хозяйственной деятельности на микроуровне.
К ним относятся: фонд потребления, фонд накопления, резервный фонд и т.д.
Итак, под финансами следует понимать не столько деньги, сколько денежные расчеты в экономике между:
Государством и юридическими лицами любой организационно-правовой формы собственности (изъятие налогов, таможенные пошлины);
Предприятиями (денежные отношения по ставкам продукции, перевод денег со счета на счет);
Предприятиями и коммерческими банками (получение кредитов и уплата %)
Физическими лицами и работодателями (з\пл, выплаты)
Физическими лицами и государством (подоходный налог)
Юридическими лицами стран (экспорт, импорт).
Основой финансовой системы являются Децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть средств направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций (бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридич.лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определённых целевых расходов), субсидий(бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов), а также возвращается населению в форме социальных выплат (пенсий, пособий, стипендий и т.д.).
Ключевое место среди децентрализов. финансов принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль-главный источник производственного и социального развития общества.
Особое значение во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников. Это фирмы которые организуют взаимодействие лиц имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах.
Финансы некоммерческих организаций имеют свою специфику, связанную с формированием доходов, порядком их использования, владением имуществом и т.д.
Некоммерческие организации - это организации, главной целью которых не является извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками.
Основная их цель - достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охрана здоровья граждан и т. д.
Некоммерческие организации осуществляют финансово-хозяйственную деятельность на основании сметы доходов и расходов.
ДОХОДНАЯ ЧАСТЬ состоит:
1.взносы учредителей - возникают при создании организации;
2.вступительные взносы - могут поступать в течение всего срока её функционирования;
3.членские взносы - обязательные денежные платежи членов организации;
4. добровольные пожертвования
5. целевое финансирование - поступления от учредителей организации;
6. поступления от предпринимательской деятельности, если таковая существует.
РАСХОДНАЯ ЧАСТЬ состоит:
1. заработная плата работников-расходы на оплату труда;
2. начисления на заработную плату (налог и взносы в ФСС РФ). Расчеты з/пл производятся при составлении штатного расписания;
3. коммунальные расходы;
4. административные расходы (канцелярские, командировки, консультации);
5. хозяйственные расходы и расходы на ремонт основных средств, включая расходы на обслуживание зданий сооружений уборку, территорий, помещений, а также текущий ремонт.
6. целевые расходы - обеспечение равномерного использования полученных средств;
7. прочие расходы - включаются затраты не отраженные в других строках бюджета;
8. резерв непредвиденных расходов - включаются затраты в предыдущие отчетные периоды.
ФИНАНСЫ ДОМОХОЗЯЙСТВ участвуют в формировании финансов посредством налоговых платежей. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные материальные и нематериальные блага и тем больше возможности для развития экономики, социальной сферы.
Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом.
В качестве инструментов управления финансов выступают планирование, контроль, организация и информационное обеспечение.
Организация - обеспечение оптимального достижения цели посредством организационных моделей.
Информационное обеспечение -переработка, анализ, учёт и прогноз информации.
Главным объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы (налоги и сборы, средства от выпуска ценных бумаг, поступления от имущества, добровольные взносы, заимствования, от продажи золотого запаса страны и т.д.) перераспределяемые между субъектами финансовой системы.
Перспективные финансовые планы разрабатываются на три года, из которых на 1ый год составляется бюджет; следующие 2а года плановый период, где прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.
Перспективный план ежегодно корректируется с учетом прогноза социально-экономического развития РФ, её субъектов, муниципальных образований.
Баланс финансовых ресурсов – совокупность всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований ихозяйствующих субъектов на определенной территории. Составляется на основе баланса предыдущего года в соответствии с прогнозом социально-экономического развития.
Сводный финансовый баланс государства – позволяет скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы, определить источники финансирования мероприятий заявленных в прогнозе соц.экон.развития государства, выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов, произвести финансовые расчеты и скорректировать направления финансовой политики.
В балансе денежных доходов и расходов населения отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной формах. Доходы формируются из:
З/платы, надбавок к з/п, социальных выплат;
Доходов от предпринимательской деятельности, операций с личным имуществом, от кредитно- финансовых операций;
Социальных трансфертов (пенсии, пособия, стипендии).
Расходы: потребительские; налоги и прочие платежи, добровольные взносы; денежные накопления и сбережения.
Баланс доходов и расходов населения используется для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Составляется на каждом финансовом уровне.
Финансовое прогнозирование – обоснование показателей финансовых планов, предвидение положения на определенный период, среднесрочное 5-10 лет и долгосрочное (более10 лет).
Главной целью прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов и их потребности в прогнозируемом периоде. Они позволяют разрабатывать различные сценарии в решении социально-экономических задач.
Оборотные средства - это совокупность денежных средств предприятия, необходимых для формирования и обеспечения кругооборота производственных оборотных фондов и фондов обращения.
Рис 4.1 Схема кругооборота ОС
Рис. 4.2. Состав и размещение оборотных средств
Оборотные средства включают следующие основные элементы (рис. 4.2).
В состав оборотных фондов включают:
а) производственные запасы – сырье, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, тара, запасные части для ремонта оборудования, а также хозяйственный инвентарь;
б) незавершенное производство – предметы труда, которые находятся в производстве на разных стадиях обработки в подразделениях предприятия;
в) полуфабрикаты собственного изготовления – предметы труда, обработка которых полностью завершена в одном из подразделений предприятия, но подлежащие дальнейшей обработке в других подразделениях предприятия;
г) расходы будущих периодов, к которым относятся затраты на подготовку и освоение новой продукции, рационализаторство и изобретательство.
Соотношение между отдельными группами, элементами оборотных фондов и общими их объемами, выраженное в долях или процентах, называется структурой оборотных фондов . Она формируется под влиянием ряда факторов: характера и формы организации производства, типа производства, длительности технологического цикла, условий поставок топливно-сырьевых ресурсов и др.
Фонды обращения – это средства предприятия, вложенные в запасы готовой продукции, товары отгруженные, но не оплаченные, а также средства в расчетах и денежные средства в кассе и на счетах.
Фонды обращения связаны с обслуживанием процесса обращения товаров, они не участвуют в образовании стоимости, а являются ее носителями. После изготовления продукции и ее реализации стоимость оборотных средств возмещается в составе выручки от реализации продукции (работ, услуг). Это способствует постоянному возобновлению процесса производства, который осуществляется путем непрерывного кругооборота средств предприятия. В своем движении оборотные средства проходят три стадии: денежную, производственную и товарную.
При выработке оптимальной политики управления запасами принимается во внимание следующие:
- уровень запасов, при котором делается заказ;
- минимально допустимый уровень запасов (страховой запас);
- оптимальная партия заказа.
Для оптимального управления запасами необходимо:
- оценить общую потребность в сырье на планируемый период;
- периодически уточнять оптимальную партию заказа и момент заказа сырья;
- периодически уточнять и сопоставлять затраты по заказу сырья и затраты по хранению.
- регулярно контролировать условия хранения запасов;
- иметь хорошую систему учета.
Для анализа запасов используются показатели оборачиваемости и жестко детерминированные факторные модели.
Оптимальное управление незавершенным производством
а) размер незавершенного производства зависит от специфики и объемов производства;
б) в условиях стабильного повторяющегося производственного процесса для оценки незавершенного производства можно использовать стандартные показатели оборачиваемости;
в) себестоимость незавершенного производства состоит из трех компонентов: прямые затраты сырья и материалов, затраты живого труда и часть накладных расходов.
Оптимальное управление готовой продукцией подразумевает учет следующих факторов:
n готовая продукция возрастает по мере завершения производственного цикла;
n возможность ажиотажного спроса;
n сезонные колебания;
n залежалые и неходовые товары.
Вложение средств в инвентарь всегда связано с риском двух видов:
а) изменение цен;
б) моральное и физическое устаревание.
Система поставки «точно в срок» (just-in time) может быть эффективной, если:
- имеется хорошая система информационного обеспечения;
- поставщики располагают хорошими системами контроля качества и поставки;
- имеется отлаженная система управления запасами в компании.
Эффективная система взаимоотношения с покупателями подразумевает:
а) качественный отбор клиентов, которым можно предоставлять кредит;
б) определение оптимальных кредитных условий;
в) четкую процедуру предъявления претензий;
г) контроль за тем, как клиенты исполняют условия договоров.
Эффективная система администрирования подразумевает:
1) регулярный мониторинг дебиторов по видам продукции, объему задолженности, срокам погашения и др.;
2) минимизацию временных интервалов между моментами завершения работ, отгрузки продукции, предъявления платежных документов;
4) аккуратное рассмотрение запросов клиентов об условиях оплаты;
5) четкую процедуру оплаты счетов и получения платежей.
Золотое правило управления кредиторской задолженностью состоит в максимально возможном увеличении срока погашения задолженности без ущерба для сложившихся деловых отношений.
Значительность денежных средств и их эквивалентов определяется тремя причинами:
а) рутинность (необходимость денежного обеспечения текущих операций);
б) предосторожность (необходимость погашения непредвиденных платежей);
в) спекулятивность (возможность участия в непредвиденном выгодном проекте).
Эффективное управление денежными средствами тесно взаимосвязано с системой взаимоотношений с банками. Финансовый цикл, характеризующий время, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота, является важной характеристикой финансового менеджмента. Анализ движения денежных средств позволяет определить сальдо денежного потока в результате текущей, инвестиционной, финансовой деятельности и прочих операций. Прогнозирование денежного потока связано с оценкой основных факторов: объема реализации, доли выручки за наличный расчет, величины дебиторской и кредиторской задолженности, величины денежных расходов и др.